В декабре этого года планируют начать грандиозный проект на центральноамериканском перешейке. Россия и Китай совместными силами начнут прокладывать через Никарагуа новую судоходную артерию, которая соединит Тихий и Атлантический океан и станет конкурентом для Панамского канала.
Китай – строитель, Россия – защитник
Протяженность водного пути составит 286 километров. Это намного больше панамского, так как последний тянется всего на 81,6 километра. Но значительная часть нового канала пройдет через огромное озеро Никарагуа, что значительно уменьшит затраты на строительство. Также преимуществами являются глубина 27,6 метра и ширина 83, что позволит пройти здесь судам сверхтяжелого класса водоизмещением до 270 тысяч тонн, тогда как по Панамскому каналу пройти могут только корабли с водоизмещением 150 тысяч тонн.
Спонсором проекта станет Китай, который получил концессию от властей Никарагуа на строительство и использование канала на 100 лет. КНР выделит для этих целей 45 млрд. долларов. Российское финансовое участие в проекте будет намного меньше, но для нее предусмотрено не менее важное задание – охрана стройки от провокаций. Москва получила от Никарагуа разрешение на несение службы российских боевых кораблей и самолетов в территориальных водах этой страны.
Если все будет продвигаться по плану, то частичную эксплуатацию канала планируют начать уже 2019 году. Срок окончательной сдачи объекта – 2029 год. Кроме самого канала, построят 2 порта, аэропорт и нефтепровод.
США лишается своей монополии
Решение Китая и России создать новый канал имеет не только важное экономическое, но и невероятное геополитическое значение. Как известно, до 31 декабря 1999 года единственную стратегическую артерию между Тихим и Атлантическим океанами контролировали Штаты. Этот путь строили с 1904 по 1913 год под контролем Министерства обороны США, а Панама служила протекторатом Америки. В конце 80-х годов Мануэль Норьега, панамский диктатор, попытался взять контроль данный канал, но США вторглись в Панаму и свергли Мануэля. Но и сейчас, когда канал официально находится под управлением властей Панамы, по факту его контролируют все те же Штаты.
Именно поэтому новый канал сможет свергнуть монополию США. Строительство в Никарагуа еще даже не начали, но Америка уже высказала много аргументов, почему данный проект нужно закрыть. В одном случае они ссылаются на большое количество вулканов в этом районе, а также возможные сильные землетрясения. Также в борьбу вступает природоохранная сторона Штатов: строительство на озере Никарагуа может существенно навредить уникальной флоре и фауне. Американское отделение Гринпис уже активно протестует против строительства канала.