Ученые из Харбинского технического университета в Китае смогли сделать еще один шаг на пути к выпуску реальной сверхзвуковой подводной лодки. По нынешним расчетам, она сможет пройти расстояние от Шанхая до Сан-Франциско (около 10 тысяч километров) всего за 100 минут.
Все новое – хорошо забытое старое
Если говорить точнее, то данной разработкой занимались ученые из Лаборатории комплексных потоков и теплообмена Харбинского технического университета. Их целью было создание аппарата, позволяющего передвигаться под водой на большой скорости.
Но на пути к цели преградой стоит сама природа. Как известно, вода обладает большим сопротивлением, чем воздух, поэтому подводные лодки не могут развить даже приблизительно ту скорость, на которую способны самолеты.
Здесь приходят на помощь технологии, которые были разработаны еще в СССР, но тогда это был очередной плод военной промышленности. Советские ученые создали технологию суперкавитации – она заключается в том, что вокруг подлодки или торпеды создается воздушная оболочка, которая дает возможность преодолеть сопротивление воды.
На основе этих разработок в Союзе была создана торпеда «Шквал», которая на испытаниях развивала скорость до 370 км/ч, что существенно превосходило возможности существовавшего на тот момент вооружения.
В теории, судно, построенное с применением технологии суперкавитации, способно достичь под водой скорости звука (5800 км/ч). Это даст возможность совершать трансатлантические «путешествия» всего за час, а транстихоокеанские – за 1,5-2 часа.
Ложка дегтя… даже две
Несмотря на всю перспективность и кажущуюся простоту, на пути применения технологии суперкавитации стоят две большие проблемы. Первая – для того, чтобы создать и дальше поддерживать воздушную оболочку, это судно нужно погрузить в воду на большой скорости (около 100 км/ч). Вторая – обычные механизмы управления здесь бесполезны, так как для успешного контроля нужно устройство, которое напрямую связано с водой внутри воздушной оболочки. В итоге, в прошлом веке использование суперкавитации началось и закончилось на торпедах, которые как раз двигались исключительно по прямой, то есть не требовали дополнительного управления. Из-за этого тогда и не строились планы по создании пилотируемых судов.
Но китайские ученые смогли решить эти проблемы. Для того, чтобы снизить сопротивление воды, подлодка будет орошаться водой через специальную мембрану, но это будет действовать только на малой скорости. После преодоления порога в 75 км/ч судно сможет вступить в состояние суперкавитации, а упомянутая ранее мембрана послужит механизмом управления, который будет функционировать путем изменения уровня трения на различных частях лодки.